Можно ли сейчас в России пересаживать роговицу от трупа?
Согласно постановлениям СНК СССР от 15 сентября 1937 г. и Наркомздрава СССР от 21.01.38 г., разрешено изъятие глаз у трупов без согласия родственников. По приказу Министерства Здравоохранения ССР №86 от 16.02.54 г. "О широком внедрении в практику окулистов пересадки роговицы" использовать глаза умерших людей для операции кератопластики больным с бельмами разрешается врачам-окулистам, работающим в клиниках и больницах, оборудованных для глазных операций. Согласно утверждённой инструкции, врач может производить изъятие глаз из трупов, доставленных в морг, без согласия родственников с обязательным условием максимально щадить лицо умершего. Это достигается введением в полость орбиты после энуклеации ватного шарика, протеза или наложением швов на веки. Изъятие глаз у умерших может быть произведено через 2 ч. после смерти до получения результатов патологоанатомического вскрытия, но глаза могут быть использованы только после получения этих данных. Для изъятия глаз из трупов необходимо согласие заведующего моргом, а если труп подлежит судебно-медицинскому исследованию, то и согласие судебно-медицинского эксперта. Об изъятии глаза составляют акт за подписью врача, производившего энуклеацию, и представителя учреждения, в котором находится труп. В случае несогласия заведующего моргом разрешить использовать глаз трупа для кератопластики он должен мотивировать свой отказ в письменной форме.
Суровые были времена.
С 1972, 1992 г. действовали другие законы о трансплантации.
Начиная с 1992 г., как и сейчас - действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей. Если известно, что умерший или его близкие родственники против изъятия - изымать не могут.
В 2001 г., в целях урегулирования законодательных и нормативно‑правовых основ донорства, Министерством здравоохранения был издан приказ «Об утверждении перечня органов человека — объектов трансплантации и перечня учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов». Как видно из названия приказа, в нем ни слова не было сказано о донорских тканях. Поэтому до 2007 г. все действия по забору и пересадке трупных донорских тканей, в том числе роговиц, признавались генеральной прокуратурой нелегитимными. При этом большинство судебно‑медицинских экспертов в категоричной форме отказывались осуществлять забор донорского материала, а хирурги осуществляли пересадки трупных донорских тканей незаконно.
И, наконец, в 2007 г. по инициативе генерального директора ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» профессора Х.П.Тахчиди, директора ГУ НИИ глазных болезней РАМН члена‑корреспондента РАМН С.Э.Аветисова, директора ФГУ «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца» профессора В.В. Нероева, директора ФНЦ трансплантологии и искусственных органов члена‑корреспондента РАМН С.В. Готье был издан приказ Минздравсоцразвития России и РАМН № 357/49 «Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека».
Согласно Приказу, офтальмологические учреждения РФ имели право:
• Осуществлять забор, заготовку и транспортировку глазных яблок у доноров‑трупов для трансплантации роговицы;
• Осуществлять трансплантацию трупной роговицы человека;
• Лицензировать медицинскую деятельность в части забора, заготовки, транспортировки и трансплантации трупных тканей и органов человека.
В связи с изданием Министерством здравоохранения Приказа «Об утверждении перечня органов человека — объектов трансплантации и перечня учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов» с 2001 по 2006 гг. количество поступлений трупных донорских роговиц сократилось почти в два раза, а с 2007 по 2008 гг. — почти в четыре раза. И такое падение трансплантационных показателей, вопреки изданию «полного» Приказа Минздравсоцразвития России и РАМН № 357/49, было связано с прежним нежеланием судебно‑медицинских экспертов осуществлять забор трупных тканей и органов человека для трансплантации.
Судебные медики объяснили эту ситуацию следующим образом: «Изъятие глазных яблок у трупа сопровождается высоким риском возникновения конфликтных ситуаций с родственниками и близкими покойного, получение разрешения от которых, в отдельных случаях, связано с опасностью для жизни и здоровья сотрудников моргов. При этом правовая защищенность лиц, обеспечивающих аутопсию трупных глаз человека для трансплантации роговицы, во всех законодательных актах и ведомственных приказах совершенно не отражена. В этой связи ни департаменты здравоохранения, ни руководство Бюро судебно‑медицинской экспертизы не в праве официально обязать сотрудников танатологических отделений производить изъятие глазных яблок у трупов для трансплантации роговиц, а судебные медики могут осуществлять этот вид деятельности только по собственной инициативе.»
В мае 2010 г. был издан приказ «Об утверждении порядка организации и производства судебно‑медицинских экспертиз в государственных судебно‑экспертных учреждениях Российской Федерации», в п. 50 которого сказано, что в обязанности Бюро судебно‑медицинской экспертизы вменяется изъятие трупных тканей и органов для трансплантации по требованиям ЛПУ, лицензированных в этой области.
Противоречие между двумя законами РФ до сих пор не разрешено, несмотря на решение Конституционного суда и другие согласовательные документы. В мае 2011 г. Государственная Дума провела первое чтение проекта Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 44 которого в очередной раз утверждает первую модель презумпции донорства — «предполагаемого согласия», и таким образом устраняет противоречия между двумя законами РФ — «О трансплантации органов и тканей человека» и «О погребении и похоронном деле».
Последний закон об основах охраны здоровья (№323) в пункте 6 статьи 47 говорит, что отказаться от изъятия органов можно только следующим образом: "в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации." Это вносится в карту пациента.
А в центре Мулдашева оперируют крадеными органами)) Журналюги.. http://top.rbc.ru/incidents/25/02/2014/907135.shtml
p.s. частично использованы материалы статьи Борзенока С.А. "О состоянии вопроса по GМЕ донорства и трансплантации роговицы в Российской Федерации" и книги "Операции на роговой оболочке и склере" В.С. Беляева (1984).
![]() |
Кадр из фильма "Глаз", где девушка имела проблемы с пересаженной роговицей. На кадре - пытается пересадить роговицу назад:) |
Согласно постановлениям СНК СССР от 15 сентября 1937 г. и Наркомздрава СССР от 21.01.38 г., разрешено изъятие глаз у трупов без согласия родственников. По приказу Министерства Здравоохранения ССР №86 от 16.02.54 г. "О широком внедрении в практику окулистов пересадки роговицы" использовать глаза умерших людей для операции кератопластики больным с бельмами разрешается врачам-окулистам, работающим в клиниках и больницах, оборудованных для глазных операций. Согласно утверждённой инструкции, врач может производить изъятие глаз из трупов, доставленных в морг, без согласия родственников с обязательным условием максимально щадить лицо умершего. Это достигается введением в полость орбиты после энуклеации ватного шарика, протеза или наложением швов на веки. Изъятие глаз у умерших может быть произведено через 2 ч. после смерти до получения результатов патологоанатомического вскрытия, но глаза могут быть использованы только после получения этих данных. Для изъятия глаз из трупов необходимо согласие заведующего моргом, а если труп подлежит судебно-медицинскому исследованию, то и согласие судебно-медицинского эксперта. Об изъятии глаза составляют акт за подписью врача, производившего энуклеацию, и представителя учреждения, в котором находится труп. В случае несогласия заведующего моргом разрешить использовать глаз трупа для кератопластики он должен мотивировать свой отказ в письменной форме.
Суровые были времена.
С 1972, 1992 г. действовали другие законы о трансплантации.
Начиная с 1992 г., как и сейчас - действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей. Если известно, что умерший или его близкие родственники против изъятия - изымать не могут.
В 2001 г., в целях урегулирования законодательных и нормативно‑правовых основ донорства, Министерством здравоохранения был издан приказ «Об утверждении перечня органов человека — объектов трансплантации и перечня учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов». Как видно из названия приказа, в нем ни слова не было сказано о донорских тканях. Поэтому до 2007 г. все действия по забору и пересадке трупных донорских тканей, в том числе роговиц, признавались генеральной прокуратурой нелегитимными. При этом большинство судебно‑медицинских экспертов в категоричной форме отказывались осуществлять забор донорского материала, а хирурги осуществляли пересадки трупных донорских тканей незаконно.
И, наконец, в 2007 г. по инициативе генерального директора ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» профессора Х.П.Тахчиди, директора ГУ НИИ глазных болезней РАМН члена‑корреспондента РАМН С.Э.Аветисова, директора ФГУ «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца» профессора В.В. Нероева, директора ФНЦ трансплантологии и искусственных органов члена‑корреспондента РАМН С.В. Готье был издан приказ Минздравсоцразвития России и РАМН № 357/49 «Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека».
Согласно Приказу, офтальмологические учреждения РФ имели право:
• Осуществлять забор, заготовку и транспортировку глазных яблок у доноров‑трупов для трансплантации роговицы;
• Осуществлять трансплантацию трупной роговицы человека;
• Лицензировать медицинскую деятельность в части забора, заготовки, транспортировки и трансплантации трупных тканей и органов человека.
В связи с изданием Министерством здравоохранения Приказа «Об утверждении перечня органов человека — объектов трансплантации и перечня учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов» с 2001 по 2006 гг. количество поступлений трупных донорских роговиц сократилось почти в два раза, а с 2007 по 2008 гг. — почти в четыре раза. И такое падение трансплантационных показателей, вопреки изданию «полного» Приказа Минздравсоцразвития России и РАМН № 357/49, было связано с прежним нежеланием судебно‑медицинских экспертов осуществлять забор трупных тканей и органов человека для трансплантации.
Судебные медики объяснили эту ситуацию следующим образом: «Изъятие глазных яблок у трупа сопровождается высоким риском возникновения конфликтных ситуаций с родственниками и близкими покойного, получение разрешения от которых, в отдельных случаях, связано с опасностью для жизни и здоровья сотрудников моргов. При этом правовая защищенность лиц, обеспечивающих аутопсию трупных глаз человека для трансплантации роговицы, во всех законодательных актах и ведомственных приказах совершенно не отражена. В этой связи ни департаменты здравоохранения, ни руководство Бюро судебно‑медицинской экспертизы не в праве официально обязать сотрудников танатологических отделений производить изъятие глазных яблок у трупов для трансплантации роговиц, а судебные медики могут осуществлять этот вид деятельности только по собственной инициативе.»
В мае 2010 г. был издан приказ «Об утверждении порядка организации и производства судебно‑медицинских экспертиз в государственных судебно‑экспертных учреждениях Российской Федерации», в п. 50 которого сказано, что в обязанности Бюро судебно‑медицинской экспертизы вменяется изъятие трупных тканей и органов для трансплантации по требованиям ЛПУ, лицензированных в этой области.
Противоречие между двумя законами РФ до сих пор не разрешено, несмотря на решение Конституционного суда и другие согласовательные документы. В мае 2011 г. Государственная Дума провела первое чтение проекта Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 44 которого в очередной раз утверждает первую модель презумпции донорства — «предполагаемого согласия», и таким образом устраняет противоречия между двумя законами РФ — «О трансплантации органов и тканей человека» и «О погребении и похоронном деле».
Последний закон об основах охраны здоровья (№323) в пункте 6 статьи 47 говорит, что отказаться от изъятия органов можно только следующим образом: "в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации." Это вносится в карту пациента.
А в центре Мулдашева оперируют крадеными органами)) Журналюги.. http://top.rbc.ru/incidents/25/02/2014/907135.shtml
p.s. частично использованы материалы статьи Борзенока С.А. "О состоянии вопроса по GМЕ донорства и трансплантации роговицы в Российской Федерации" и книги "Операции на роговой оболочке и склере" В.С. Беляева (1984).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарий без регистрации оставляйте внизу страницы!